Юридические аспекты: об использовании атомной энергии
Использование энергетики в области превращения энергии атома в электрическую – довольно молодая и, наверное, одна из самых наукоемких отраслей. Исследования в этой отрасли дали толчок развитию многих научных дисциплин. К сожалению, долгое время область использования атомной энергии не регламентировалась юридически. «Атомное законодательство» в России появилось только после 1995 года. Вступление в силу закона «О техническом регулировании» дало начало новому витку развития законодательства в этой области.
Развитие законодательных актов и норм об использовании атомной энергии – важная задача, так как эта отрасль существенно отличается от всех других. При нормальной эксплуатации АЭС они практически не наносят никакого вреда экологии, но даже малейшего сбоя в работе станции достаточно для того, чтобы нанести губительное долговременное действие. О его последствиях хорошо известно по итогам аварии на Чернобыльской АЭС.
Атомное право
В основе атомного законодательства лежат рекомендации МАГАТЭ, национальный опыт и практика использования энергии атома. Основным законодательным актом, регламентирующим эту область в России, является Федеральный закон №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
Этот закон стал самым первым правовым актом в области атомной энергетики. Он определил принципы регулирования деятельности в сфере энергии атома и стал началом развития законодательства. В его основу легли три основных принципа:
- Атомное законодательство должно быть единым для всех областей, где применяется энергия атома. При необходимости основной федеральный закон может дополняться иными правовыми актами.
- Законодательство должно не просто очерчивать ответственность при проектировании и эксплуатации предприятий атомной энергетики, но и обеспечивать защиту населения, проживающего вблизи таких объектов, а также сотрудников компаний.
- Нормативно-правовые акты регламентируют весь «жизненный цикл» ядерного объекта, начиная от его проектирования, заканчивая выводом из эксплуатации.
- Обеспечение безопасности должно регулироваться и контролироваться на государственном уровне.
- Законодательство должно обеспечивать безопасность, соответствующую требованиями МАГАТЭ.
Законодательство регулирует деятельность следующих объектов:
- Ядерные установки и источники радиации.
- Места хранения материалов, радиоактивных отходов.
Не регламентирует закон «Об использовании атомной энергии» военно-промышленный комплекс.
В целом, система нормативных актов в области АЭ включает в себя пять групп различных документов:
- Законодательные акты.
- Нормативные акты Правительства.
- Федеральные нормы.
- Нормативно-технические акты, регулирующие безопасность использования атомной энергии.
- Нормативно-технические акты, регулирующие применение энергии атома (СНиПы, ГОСТы, ТУ и т. д.).
Федеральными нормами и правилами устанавливаются следующие виды безопасности:
- Ядерная.
- Радиационная.
- Пожарная.
- Промышленная.
Перечень этих норм не является статическим. Он постоянно дополняется новыми документами по мере их разработки и утверждается Правительством. ФНП регулируют разные виды деятельности на объектах ядерной энергетики. Их основная цель – обеспечить безопасность и людей, и окружающей среды.
Особенностью нормирования деятельности в области атомной энергетики является то, что здесь огромную роль играет не имеющийся опыт эксплуатации и ликвидации последствий аварий, а научные и технические разработки, так как количество ЧС на атомных электростанциях – минимально. В целом, научное изучение и программное моделирование возможных аварийных ситуаций является практически единственным источником знаний. Именно на их основе и разрабатываются ФНП.
Нельзя говорить, что такие объекты необходимо вывести из эксплуатации. Целесообразнее разработать комплекс мер, способных компенсировать имеющееся несоответствие с ФНП. Такая практика существует во всем мире. В России она не просто применяется, но и закреплена нормативно-правовыми документами.
Проблемы атомного законодательства
Как уже отмечалось выше, до 1995 года в России вовсе не было атомного законодательства. На настоящий момент эта отрасль права имеет ряд несовершенств, некоторые статьи допускают двоякое толкование. Основная причина такой рассогласованности – новизна законодательства. Нельзя забыть и еще один немаловажный фактор, который также уже отмечался выше – недостаточность практического опыта в силу редкости аварий на атомных станциях.
Законодательство в области атомной энергетики продолжает развиваться. Одной из важнейших задач отрасли можно считать необходимость разработки системы технических регламентов, в которых будут учтены имеющиеся на сегодняшний день несоответствия, особенно в области ответственности за нарушение законодательных норм.
В основу разработки такой системы должен лечь опыт создания ФНП, накопленный учеными и законодателями за последние годы. Новая правовая основа должна согласовываться с уголовным, административным, гражданским законодательством, определяющим нормы ответственности.