Юридические аспекты: об использовании атомной энергии

Использование энергетики в области превращения энергии атома в электрическую – довольно молодая и, наверное, одна из самых наукоемких отраслей. Исследования в этой отрасли дали толчок развитию многих научных дисциплин. К сожалению, долгое время область использования атомной энергии не регламентировалась юридически. «Атомное законодательство» в России появилось только после 1995 года.  Вступление в силу закона «О техническом регулировании» дало начало новому витку развития законодательства в этой области.

Развитие законодательных актов и норм об использовании атомной энергии – важная задача, так как эта отрасль существенно отличается от всех других. При нормальной эксплуатации АЭС они практически не наносят никакого вреда экологии, но даже малейшего сбоя в работе станции достаточно для того, чтобы нанести губительное долговременное действие. О его последствиях хорошо известно по итогам аварии на Чернобыльской АЭС.

Атомное право

Использование атомной энергетикиВ основе атомного законодательства лежат рекомендации МАГАТЭ, национальный опыт и практика использования энергии атома. Основным законодательным актом, регламентирующим эту область в России, является Федеральный закон №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Этот закон стал самым первым правовым актом в области атомной энергетики. Он определил принципы регулирования деятельности в сфере энергии атома и стал началом развития законодательства. В его основу легли три основных принципа:

  • Атомное законодательство должно быть единым для всех областей, где применяется энергия атома. При необходимости основной федеральный закон может дополняться иными правовыми актами.
  • Законодательство должно не просто очерчивать ответственность при проектировании и эксплуатации предприятий атомной энергетики, но и обеспечивать защиту населения, проживающего вблизи таких объектов, а также сотрудников компаний.
  • Нормативно-правовые акты регламентируют весь «жизненный цикл» ядерного объекта, начиная от его проектирования, заканчивая выводом из эксплуатации.
  • Обеспечение безопасности должно регулироваться и контролироваться на государственном уровне.
  • Законодательство должно обеспечивать безопасность, соответствующую требованиями МАГАТЭ.

Законодательство регулирует деятельность следующих объектов:

  • Ядерные установки и источники радиации.
  • Места хранения материалов, радиоактивных отходов.

Не регламентирует закон «Об использовании атомной энергии» военно-промышленный комплекс.

В целом, система нормативных актов в области АЭ включает в себя пять групп различных документов:

  • Законодательные акты.
  • Нормативные акты Правительства.
  • Федеральные нормы.
  • Нормативно-технические акты, регулирующие безопасность использования атомной энергии.
  • Нормативно-технические акты, регулирующие применение энергии атома (СНиПы, ГОСТы, ТУ и т. д.).

Федеральными нормами и правилами устанавливаются следующие виды безопасности:

  • Ядерная.
  • Радиационная.
  • Пожарная.
  • Промышленная.

закон об использовании атомной энергииПеречень этих норм не является статическим. Он постоянно дополняется новыми документами по мере их разработки и  утверждается Правительством. ФНП регулируют разные виды деятельности на объектах ядерной энергетики. Их основная цель – обеспечить безопасность и людей, и окружающей среды.

Особенностью нормирования деятельности в области атомной энергетики является то, что здесь огромную роль играет не имеющийся опыт эксплуатации и ликвидации последствий аварий, а научные и технические разработки, так как количество ЧС на атомных электростанциях – минимально. В целом, научное изучение и программное моделирование возможных аварийных ситуаций является практически единственным источником знаний. Именно на их основе и разрабатываются ФНП.

Законодательное регулирование атомной энергетики имеет еще один аспект, который нельзя не учитывать. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию атомной электростанции занимает продолжительный период (не менее 10 лет). В результате во всем мире можно встретить активно эксплуатирующиеся станции, возведенные по нормам 70-80-х годов прошлого столетия и, как следствие, не соответствующие современной нормативно-технической базе.

Нельзя говорить, что такие объекты необходимо вывести из эксплуатации. Целесообразнее разработать комплекс мер, способных компенсировать имеющееся несоответствие с ФНП. Такая практика существует во всем мире. В России она не просто применяется, но и закреплена нормативно-правовыми документами.

Проблемы атомного законодательства

Как уже отмечалось выше, до 1995 года в России вовсе не было атомного законодательства. На настоящий момент эта отрасль права имеет ряд несовершенств, некоторые статьи допускают двоякое толкование. Основная причина такой рассогласованности – новизна законодательства. Нельзя забыть и еще один немаловажный фактор, который также уже отмечался выше – недостаточность практического опыта в силу редкости аварий на атомных станциях.

об использовании атомной энергииЗаконодательство в области атомной энергетики продолжает развиваться. Одной из важнейших задач отрасли можно считать необходимость разработки системы технических регламентов, в которых будут учтены имеющиеся на сегодняшний день несоответствия, особенно в области ответственности за нарушение законодательных норм.

В основу разработки такой системы должен лечь опыт создания ФНП, накопленный учеными и законодателями за последние годы. Новая правовая основа должна согласовываться с уголовным, административным, гражданским законодательством, определяющим нормы ответственности.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *